15 июня 2017 года в Любимском историко-краеведческом музее начала работу выставка "Ремёсла и промыслы Любимского края"
Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».
На Выставке в Любимском историко-краеведческом музее представлены изделия и инструменты мастеров-ремесленников прошлого. Дополняют выставку картины художников: Андрея Вадимовича Городничева, Сергея Борисовича Клёнова, Геннадия Адриановича Милкова, Александра Константиновича Петрова, Сергея Николаевича Архипова, Александра Петровича Павлова, Владимира Бизяева и уникальные фотографии панорам Санкт-Петербурга 1861 года.
Основу крестьянской жизни всегда составляло земледелие. Но это не значит, что больше ничем крестьянин не занимался. Сельская жизнь, натуральное хозяйство требовали овладения многими ремеслами. Некоторые крестьяне достигали в ремесле такого мастерства, что их изделия по праву считаются произведениями искусства. Но даже самый талантливый человек сначала неминуемо становился подмастерьем, а потом уже и мастером. Плотником ли, гончаром, сапожником ли, кузнечного дела, но мастером обязательно. Мастерство передавалось от отца к сыну, от деда внуку. Многие промыслы и ремесла были распространены повсеместно: пряли в каждой семье, ткали в каждой деревне. Очень часто промыслами занимались не постоянно, а в свободное от сельскохозяйственного труда время: плели из ивового прута и еловых корней изготовляли прялки, сельскохозяйственный инвентарь, делали лапти и шили одежду. Иногда определенное дело из века в век процветало в отдельной деревне и даже целой волости. Хороший мастер подписывал или клеймил свои изделия. В Любимском краеведческом музее многие экспонаты имеют такие авторские подписи.
Плотники
Крестьянин не мог не быть плотником. В народе смеялись над теми мужиками, которые не умели плотничать. Независимо от таланта и способностей плотницкое мастерство постигал каждый крестьянин. Один умел и знал почти все, другой постиг только половину, а третий только и научился, что рубить угол в охряпку, не ахти что, но лучше, чем ничего. Главный инструмент у плотника - топор, это даже не инструмент, а продолжение руки. Топорище плотник всегда делал сам «под руку». Сделать топорище, значит сдать первый плотницкий экзамен. А ведь на зачищенное стеклянным осколком топорище еще нужно было насадить топор, да правильно расклинить, чтобы не слетел. Хороший плотник не мог работать чужим топором. В плотницкий инструмент, кроме топора, входили пила поперечная и ножовка, скобель, долото, напарья (бурав) или коловорот, струг, железная черта да складной аршин (позже метр). Рубанок и молоток - инструмент столярный для плотника необязателен, Уровень плотнику тоже нужен, но не каждый мог его купить. Работали плотники артельно, подряжаясь в разные деревни. Свой же дом плотник рубил при помощи соседей. Главноё в плотницком деле - научиться рубить угол. Простейший способ соединения бревен — рубка в «охряпку», посложней «в коровку» или «чашу», еще сложней рубить «в лапу». Наиболее искусные мастера рубили угол «в крюк» - самый прочный и теплый. Хорошего плотника всегда уважали. И даже в разгар сенокоса плотников кормили мясными щами.
Столяры
Настоящий столяр мог делать и всякое плотницкое дело, но далеко не каждый плотник может столярничать. Столярная работа тоньше, изящней. Не всякий сможет часами шлифовать да зачищать поверхность малюсенькой дощечки. Столяр - это и художник, и скульптор. Столярных инструментов много, названия их звучные: «шпунтубель», «фальцебель», «зензубель», «рейсмус», но мастерство не в инструменте, а в руках и голове столяра. Хороший мастер и ножом произведение искусства сделает. Настоящий столяр чует дерево, его запах, цвет, узор, звучание, и даже главный враг столяра — сучок, под умелой рукой мастера заиграет на дереве.
Кузнецы
Кузница стояла чуть ли не около каждой деревни. Небольшой сарай с земляным полом, а рядом станок для ковки лошадей. Главное для кузнеца было купить наковальню, да меха для горна, а остальной инструмент кузнец мог сделать сам. Сельская кузница, как и водяная и ветряная мельницы, всегда была окутана тайной, сказкой. И в кузнице, и на мельнице на людей стихии работают, где же ещё нечистой силе водится. И в то же время ударил кузнец по наковальне, раскатилось многократное эхо, и сразу ожила деревня. Кузнец ковал лошадей, делал замки, ухваты, светцы, кочерги, гвозди, «обувал» колеса к телегам, да разве все перечислить. Без кузнеца в деревне было плохо, кузница молчит — деревня умирает.
Печники
Главным местом в избе была русская печь, И обогреет, и накормит, и намоет, и спать уложит. Сложить печь и наука, и искусство. Нужно не просто знать, а чувствовать где, какие и сколько класть поворотов, как лучше сделать свод, устье и под. Так стукнуть по кирпичу, чтобы он раскалывался точно там, где надо. Да и печи были самые разные: большие «русские», маленькие «щитки», и «лежанки». Главное, печь должна быть не угарной, большой, но не громоздкой, жаркой, но не жадной до дров. И, конечно же, прочной и красивой. Хороший печник делал каждую печь, как для себя.
Мельники
На территории нашего уезда было более 40 водяных мельниц, и многие из них принадлежали крестьянам. Мельник - это уже не просто промысел, это и профессия, и стиль жизни. У всех мельников существовало нечто общее – странная, необъяснимая созерцательность. Наверное, только мельники да звездочеты могут осознать бесконечность Вселенной. Отличительная черта мельника – удивительное спокойствие в любых ситуациях. Мельник – одна из немногих профессий, определяющим фактором которой является характер человека.
Гончары
Работа гончара сродни волшебству. Из обычной глины делал мастер корчаги, кринки, кувшины, кубышки, рыльники, лотки и игрушки свистульки. Гончарный круг, глина, вода, печь для обжига, умелые руки да фантазия – вот инструменты гончара. История сохранила для нас имена гончаров, начинавших в 1935 году гончарное производство в Любиме. Это Г.М. Мартьянов и Ф.И. Максимов, до этого промышленного гончарного производства в городе Любиме не было. Но Гончарное ремесло, как промысел крестьян, было развито, о чем свидетельствуют многочисленные экспонаты музея.
Многими промыслами занимались Любимские крестьяне: скорняжным и бондарным, катали валенки и шили сапоги, а зимой от деревни к деревне, от дома к дому ходили швецы – портные, везя на саночках «Зингеровскую» машину. С развитием капитализма, крестьяне Любимских волостей уже не ограничивались промыслами внутри уезда, а ехали на заработки в крупные города, прежде всего в Ярославль и Петербург. Первыми начали заниматься отхожими промыслами из Любимского уезда крестьяне Закобякинской и Осецкой волостей. К 1901 году половина трудоспособных мужчин и четверть женщин работали за пределами уезда. Занимались трактирным промыслом, работали на крупных фабриках и заводах, на транспорте и по найму у частных лиц.
Сейчас 44 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте