Вопрос-ответ
  1. Ваше имя
    Please type your full name.
  2. Ваш E-mail
    Invalid email address.
  3. Ваш вопрос
    Invalid Input
  4. Введите код, изображенный на картинке (защита от спама)
    Введите код, изображенный на картинке (защита от спама)
    Пожалуйста, введите код изображенный на картинке!

Афиша

Выставка "Ремёсла и промыслы Любимского края"

b_200px_NaN_16777215_00_https___pp.userapi.com_c638125_v638125709_3ec73_rSaIEKKrO6U.jpg

 

15 июня 2017 года в Любимском историко-краеведческом музее начала работу выставка "Ремёсла и промыслы Любимского края"

Смотреть галерею

 

        Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

        На Выставке в Любимском историко-краеведческом музее представлены изделия и инструменты мастеров-ремесленников прошлого. Дополняют выставку картины художников: Андрея Вадимовича Городничева, Сергея Борисовича Клёнова, Геннадия Адриановича Милкова, Александра Константиновича Петрова, Сергея Николаевича Архипова, Александра Петровича Павлова, Владимира Бизяева и уникальные фотографии панорам Санкт-Петербурга 1861 года.

 

      Основу крестьянской жизни всегда составляло земледелие. Но это не значит, что больше ничем крестьянин не занимался. Сельская жизнь, натуральное хозяйство требовали овладения многими ремеслами. Некоторые крестьяне достигали в ремесле такого мастерства, что их изделия по праву считаются произведениями искусства. Но даже самый талантливый человек сначала неминуемо становился подмастерьем, а потом уже и мастером. Плотником ли, гончаром, сапожником ли, кузнечного дела, но мастером обязательно. Мастерство передавалось от отца к сыну, от деда внуку. Многие промыслы и ремесла были распространены повсеместно: пряли в каждой семье, ткали в каждой деревне. Очень часто промыслами занимались не постоянно, а в свободное от сельскохозяйственного труда время: плели из ивового прута и еловых корней изготовляли прялки, сельскохозяйственный инвентарь, делали лапти и шили одежду. Иногда определенное дело из века в век процветало в отдельной деревне и даже целой волости. Хороший мастер подписывал или клеймил свои изделия. В Любимском краеведческом музее многие экспонаты имеют такие авторские подписи.        

Плотники

      Крестьянин не мог не быть плотником. В народе смеялись над теми мужиками, которые не умели плотничать. Независимо от таланта и способностей плотницкое мастерство постигал каждый крестьянин. Один умел и знал почти все, другой постиг только половину, а третий только и научился, что рубить угол в охряпку, не ахти что, но лучше, чем ничего. Главный инструмент у плотника - топор, это даже не инструмент, а продолжение руки. Топорище плотник всегда делал сам «под руку». Сделать топорище, значит сдать первый плотницкий экзамен. А ведь на зачищенное стеклянным осколком топорище еще нужно было насадить топор, да правильно расклинить, чтобы не слетел. Хороший плотник не мог работать чужим топором. В плотницкий инструмент, кроме топора, входили пила поперечная и ножовка, скобель, долото, напарья (бурав) или коловорот, струг, железная черта да складной аршин (позже метр). Рубанок и молоток - инструмент столярный для плотника необязателен, Уровень плотнику тоже нужен, но не каждый мог его купить. Работали плотники артельно, подряжаясь в разные деревни. Свой же дом плотник рубил при помощи соседей. Главноё в плотницком деле - научиться рубить угол. Простейший способ соединения бревен — рубка в «охряпку», посложней «в коровку» или «чашу», еще сложней рубить «в лапу». Наиболее искусные мастера рубили угол «в крюк» - самый прочный и теплый. Хорошего плотника всегда уважали. И даже в разгар сенокоса плотников кормили мясными щами.

Столяры

        Настоящий столяр мог делать и всякое плотницкое дело, но далеко не каждый плотник может столярничать. Столярная работа тоньше, изящней. Не всякий сможет часами шлифовать да зачищать поверхность малюсенькой дощечки. Столяр - это и художник, и скульптор. Столярных инструментов много, названия их звучные: «шпунтубель», «фальцебель», «зензубель», «рейсмус», но мастерство не в инструменте, а в руках и голове столяра. Хороший мастер и ножом произведение искусства сделает. Настоящий столяр чует дерево, его запах, цвет, узор, звучание, и даже главный враг столяра — сучок, под умелой рукой мастера заиграет на дереве.

Кузнецы

        Кузница стояла чуть ли не около каждой деревни. Небольшой сарай с земляным полом, а рядом станок для ковки лошадей. Главное для кузнеца было купить наковальню, да меха для горна, а остальной инструмент кузнец мог сделать сам. Сельская кузница, как и водяная и ветряная мельницы, всегда была окутана тайной, сказкой. И в кузнице, и на мельнице на людей стихии работают, где же ещё нечистой силе водится. И в то же время ударил кузнец по наковальне, раскатилось многократное эхо, и сразу ожила деревня. Кузнец ковал лошадей, делал замки, ухваты, светцы, кочерги, гвозди, «обувал» колеса к телегам, да разве все перечислить. Без кузнеца в деревне было плохо, кузница молчит — деревня умирает.

Печники

        Главным местом в избе была русская печь, И обогреет, и накормит, и намоет, и спать уложит. Сложить печь и наука, и искусство. Нужно не просто знать, а чувствовать где, какие и сколько класть поворотов, как лучше сделать свод, устье и под. Так стукнуть по кирпичу, чтобы он раскалывался точно там, где надо. Да и печи были самые разные: большие «русские», маленькие «щитки», и «лежанки». Главное, печь должна быть не угарной, большой, но не громоздкой, жаркой, но не жадной до дров. И, конечно же, прочной и красивой. Хороший печник делал каждую печь, как для себя.                          

Мельники

       На территории нашего уезда было более 40 водяных мельниц, и многие из них принадлежали крестьянам. Мельник - это уже не просто промысел, это и профессия, и стиль жизни. У всех мельников существовало нечто общее – странная, необъяснимая созерцательность. Наверное, только мельники да звездочеты могут осознать бесконечность Вселенной. Отличительная черта мельника – удивительное спокойствие в любых ситуациях. Мельник – одна из немногих профессий, определяющим фактором которой является характер человека.

Гончары

     Работа гончара сродни волшебству. Из обычной глины делал мастер корчаги, кринки, кувшины, кубышки, рыльники, лотки и игрушки свистульки. Гончарный круг, глина, вода, печь для обжига, умелые руки да фантазия – вот инструменты гончара. История сохранила для нас имена гончаров, начинавших в 1935 году гончарное производство в Любиме. Это Г.М. Мартьянов и Ф.И. Максимов, до этого промышленного гончарного производства в городе Любиме не было. Но Гончарное ремесло, как промысел крестьян, было развито, о чем свидетельствуют многочисленные экспонаты музея.

     Многими промыслами занимались Любимские крестьяне: скорняжным и бондарным, катали валенки и шили сапоги, а зимой от деревни к деревне, от дома к дому ходили швецы – портные, везя на саночках «Зингеровскую» машину. С развитием капитализма, крестьяне Любимских волостей уже не ограничивались промыслами внутри уезда, а ехали на заработки в крупные города, прежде всего в Ярославль и Петербург. Первыми начали заниматься отхожими промыслами из Любимского уезда крестьяне Закобякинской и Осецкой волостей. К 1901 году половина трудоспособных мужчин и четверть женщин работали за пределами уезда. Занимались трактирным промыслом, работали на крупных фабриках и заводах, на транспорте и по найму у частных лиц.

Кто на сайте

Сейчас 10 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика